МБОУ "Иракиндинская СОШ"
п.Иракинда, Муйский район, Республика Бурятия
  • Аттестация педагогических работников

    Аттестация педагогических работников организаций  (далее - аттестация педагогических работников,  аттестация) проводится в целях подтверждения  соответствия педагогических работников  занимаемым ими должностям на основе оценки  их профессиональной деятельности и по  желанию педагогических работников в целях  установления квалификационных категорий.

    Основными задачами проведения аттестации являются:

    а) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального, личностного  и карьерного роста;

    б) определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников; 

    в) повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

    г) выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе  в целях организации (осуществления) методической помощи (поддержки) и наставнической деятельности в образовательной организации;

    д) учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям  реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

    е) обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.

    Для аттестации на соответствие подача заявления не требуется. Работодатель составляет распорядительный акт с перечнем работников, подлежащих аттестации, и графиком проведения процедуры. Ознакомить сотрудников с актом нужно минимум за 30 дней до аттестации.

    Для присвоения категории необходимо подать заявление в комиссию лично или дистанционно.

    Аттестация условно делится на три этапа:

    1. Подготовительный этап: создание комиссии, составление представлений о сотрудниках и ознакомление педагогов с этими документами.
    2. Заседание комиссии: педагог рассказывает о своей работе, достижениях и отвечает на вопросы комиссии.
    3. Объявление результатов: комиссия решает, соответствует ли педагог занимаемой должности или новой квалификационной категории. Результаты вписываются в трудовую книжку.

    Новый порядок уточняет состав аттестационной комиссии, в которую теперь обязательно входят пять человек, включая представителя профсоюза и специалистов. Аттестация проводится раз в пять лет.

    Некоторые категории учителей, такие как молодые специалисты, беременные и находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также педагоги, отсутствовавшие более четырех месяцев из-за болезни, освобождаются от аттестации.

    К категории лиц, освобожденных от прохождения аттестации на соответствие, относятся:

    1. педагоги, обладающие первой или высшей квалификационными категориями;
    2. молодые специалисты, работающие в образовательной организации менее двух лет;
    3. беременные женщины и педагоги, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также в декретном отпуске;
    4. преподаватели, которые по причине болезни отсутствовали на рабочем месте более четырех месяцев.

    Аттестация на соответствие является обязательной. В случае отказа педагога решение принимается в его отсутствие. При уважительной причине непосещения заседания процедура переносится. Обновленный порядок аттестации педагогических работников, введенный с 1 сентября 2023 года, направлен на систематизацию и повышение качества образовательной деятельности. Введение новых категорий и регламентация процедуры способствуют профессиональному росту учителей и улучшению образовательных

    Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:

    Аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории проводится по их желанию.

    Аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационных категорий проводится на основании их  заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию,  либо направленных в адрес аттестационной комиссии по почте письмом  с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме  электронного документа с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования,  в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"  (далее - сеть "Интернет"), либо посредством федеральной государственной информационной  системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг  (функций)" (далее - ЕПГУ), либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с ЕПГУ (далее - заявление в аттестационную комиссию).

    Новый порядок аттестации регулируется Приказом Министерства просвещения России №196 от 24.03.2023. Он предусматривает:

    • Подтверждение соответствия работника должности.
    • Присвоение первой и высшей категорий.
    • Установление категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник».

    Введение новых категорий решает проблему методической и наставнической работы в школах, предоставляя учителям официальный статус и регламентируя оплату труда.

    Изменения касаются состава комиссии  и способов подачи заявления (электронная почта, портал «Госуслуги», почта РФ). Категории, присвоенные с 1 сентября 2023 года, будут бессрочными.

    Если работник уже обладает первой категорией, срок подачи заявления на высшую категорию не ограничен. В случае отказа комиссии в присвоении высшей категории, сотрудник сохраняет первую категорию. Повторную заявку на повышение можно подать через год.

    Также обновлен перечень сведений, которые преподаватель должен указать в заявлении:

    • уровень образования (квалификации);
    • результаты профессиональной деятельности;
    • текущие квалификационные категории;
    • должность, на которую будет проводиться аттестация.

    Аттестация руководителей образовательных организаций

    Минпросвещения России утвердило Концепцию целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций и претендующих на руководящий пост.

    Концепция разработана в соответствии с паспортом федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 17 декабря 2020 г. № 14.

    Концепция определяет методологические, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности и направления модернизации и совершенствования процедур аттестации руководителей общеобразовательных организаций в Российской Федерации в рамках реализации государственной политики в сфере общего образования.

    Аттестация руководителей общеобразовательных организаций будет включать:

    1. выполнение блока заданий;

    2. получение управленческого кейса и подготовку решения;

    3. получение вопросов по управленческому кейсу в режиме «онлайн» и подготовку ответов;

    4. презентацию программы развития общеобразовательной организации в режиме «вопрос-ответ».

    Инвариантная часть аттестации будет включать анализ образовательных результатов и достижений общеобразовательной организации под руководством аттестуемого (для аттестации руководителя) и портфолио аттестуемого.

    Каждого участника аттестации на каждом этапе будет оценивать случайным образом отобранная группа экспертов, в том числе из других регионов.

    Краевое государственное казенное специализированное учреждение "Центр оценки качества образования"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie